Труд не делает вольным
«Декрет о тунеядцах» вызвал бурную реакцию в белорусском обществе - в стране, по неким данным, каждый 2-ой подрабатывает неформально, не делясь с государством. На данный момент в Белоруссии проходят президентские выборы, и в качестве кандидата в их даже пробовал принять роль «претендент от партии тунеядцев» Юрий Шульган. Но он был задержан милицией.
Белорусские правозащитники уже не один раз указали на то, что принятое на данный момент постановление Совета министров, равно как и весенний президентский «Декрет о тунеядцах», - это наигрубейшие нарушения утвержденной ООН Всеобщей декларации прав человека, к выполнению которой в свое время присоединилась и Белоруссия. По их мнению, это к тому же нарушение Конвенции № 29 Интернациональной организации труда, которую Белоруссия также ратифицировала. Эти документы категорически запрещают внедрение принудительного труда. Ну и в белорусской конституции в статье 41 прописано право на труд - но не обязанность трудиться либо как-либо восполнить государству факт собственной незанятости.
И вот сейчас правительство Белоруссии верно прописало, как конкретно во время административного ареста тунеядцев будут отправлять на публичные работы. Заказывать для себя дармовую рабочую силу в лице «тунеядцев-неплательщиков» сумеют организации республиканской либо коммунальной форм принадлежности. Для этого им будет нужно направлять заявки организациями в территориальные органы внутренних дел, в каких есть центр изоляции правонарушителей либо изолятор временного содержания - места отбывания административного ареста.
Сама возможность такового наказания, как арест и принудительные работы для тех, кто просто не желает работать либо долго не может отыскать работу, возникла в белорусском законодательстве в весеннюю пору сегодняшнего года. 2 апреля Александр Лукашенко подписал декрет № 3 «О предупреждении общественного иждивенчества», в обществе наиболее узнаваемый под заглавием «Декрет о тунеядцах». Один из основных его постулатов:
Постановление Совмина Белоруссии уже вступило в силу, но применяться на практике оно начнет не ранее 15 ноября 2016 года.
Увольнять же ненадобных работников запрещено - власти не желают получить социальную напряженность перед президентскими выборами (они назначены на 11 октября).
За неуплату либо неполную уплату налога на тунеядство предусмотрен штраф от 2 до 4 базисных величин либо административный арест с неотклонимым привлечением к выполнению общественно нужных работ. Практически, декрет № 3 - это собственного рода ловушка для тех, кто предпочитает работать и зарабатывать, не регистрируя свои доходы. Ежели человек не заплатил «налог на тунеядство», он отчаливает в тюрьму, ежели же заплатил - к нему является налоговая инспекция с вопросцем: «Откуда средства, раз ты не работаешь?».
Подробности журналистам поведал начальник Департамента по гражданству и передвижения МВД Алексей Бегун. «Это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется определенных проф познаний и способностей, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы, - сказал он. - К примеру, уборка улиц, кладбищ, других объектов общественного назначения, сбор камешков на полях и тому схожее.
Те организации, которые затребуют для себя административно арестованных для выполнения работ, должны будут обеспечивать их доставку к месту работы, предоставлять им инструменты и спецодежду, также по мере необходимости - средства персональной защиты; обеспечивать сохранность труда. К тем арестантам, кто будет уклоняться от работы, будут применяться доп меры действия. Это быть может выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер либо содержание в одиночной камере.
«В вербовании к принудительному труду «суточников» ничего новейшего нет, это была всераспространенная практика в СССР, вспомним хотя бы «Приключения Шурика». В те времена на день сажали за мелкое хулиганство, и это были в основном опьяненные дебоширы, в нашем же случае ситуация смотрится дико, так как на фоне сокращения больших госпредприятий и роста безработицы эти учреждения скоро перевоплотился в отечественные ГУЛАГИ, - говорит экс-депутат парламента Белоруссии Андрей Климов, который при Лукашенко за свои политические убеждения сам три раза побывал в тюрьме. - Хотя вначале мысль президентского декрета была проста: вынудить частников, которые ведут собственный бизнес по-черному, платить налоги.
Конкретно до данной нам даты всякий, кто признает себя «социальным иждивенцем», должен будет уплатить «налог на тунеядство».
Но тогда никто не подразумевал, каковы будут масштабы массовой безработицы уже через год, и сейчас это постановление Совмина накануне выборов лишь подогревает социальную напряженность в обществе.
Фактически, 2-ая часть - арест и принудительные работы - и прописаны в постановлении Совета министров № 771 «Об установлении порядка вербования административно арестованных к выполнению общественно-полезных работ». Этот документ установил порядок вербования к общественно полезным работам белорусов, которые попадут под административный арест из-за неуплаты либо неполной уплаты налога на тунеядство.
граждане трудоспособного возраста, не участвующие в финансировании муниципальных расходов методом уплаты налогов, будут уплачивать единый сбор в размере 20 базисных величин.
В конечном итоге все это преобразуется в массовый публичный неуправляемых процесс - таковой, который сначала 90-х привел к отстранению от власти команды Кебича (Вячеслав Кебич, премьер-министр Белоруссии сначала 90-х, в 1994-м был конкурентом Лукашенко на первых выборах президента страны).
Меж тем, сейчас белорусские компании, где могла бы понадобиться неквалифицированная рабочая сила, сами мучаются от излишка незанятых рабочих рук. Из-за падения цен на нефть российский рынок для белорусской продукции резко сократился, а в мире продукты белорусских производителей просто неконкурентоспособны. В итоге почти все ведущие белорусские фабрики работают по два-три дня в недельку, а их работники нередко просто слоняются без дела.
Но в ту же западню попадают и домохозяйки (исключение для их не предвидено), и те безработные, которые довольно долго находятся на учете в центрах занятости, но так не могут отыскать пригодную работу.
Это 3 миллиона 600 тыщ белорусских рублей - $205 - чрезвычайно крупная сумма по меркам Белоруссии, где месячное пособие по безработице составляет около $12.
В правительственном постановлении указано, что длительность общественно нужных работ для административно арестованных не обязана превосходить 8 часов в день и 40 часов в недельку. Предусмотрен обеденный перерыв - более 20 не наиболее 60 минут. Время перерыва для отдыха и питания не врубается в длительность выполнения общественно нужных работ.
Раскошелиться придется, ежели человек в течение года официально не работает 183 календарных дня и поболее. Вначале задачей «Декрета о тунеядцах» была борьба с теми, кто зарабатывает «в тени» - строителями-«шабашниками», репетиторами, программистами-фрилансерами, переводчиками «на дому», контрабандистами (не тайна, что в Западной Белоруссии за счет контрабанды и челночных поездок за продуктами живут практически сотки тыщ человек - целые городка).
Развилка для Дениса. Куда податься Черышеву?
// Тарасевич: Тренер должен расти вкупе со своим учеником
|