Кандидатура лекарствам?
Когда мы разложим по «лукошкам» все, что касается тепла, границ и места, увидим, что непосредственно нас не устраивает. А далее - будем решать, как поступить. Ежели мы считаем, что компанию пора поменять, то новейшую компанию будем выбирать уже «с открытыми глазами», понимая, что мы ищем, кроме должности и зарплаты, в которой атмосфере желали бы работать, в котором пространстве, какая степень свободы нам нужна и с какими ограничениями мы готовы мириться.
Представим, что перед нами три виртуальных «лукошка», и попробуем разложить по ним все, что нас не устраивает. В 1-ое «лукошко» отправим то, что касается «тепла». А для этого ответим на несколько обычных вопросцев: нравится ли мне кабинет? Где стоит мой стол - у двери, где сквозняки, либо у окна, где солнце? Сколько человек в комнате? Любая мелочь может иметь значение. И быть может, мы сами способны что-то поменять. А позже подумаем, что нас не устраивает во отношениях - не выходит сделать контакт с сотрудником, начальник глядит косо, не складываются дела с клиентами и т.д.. Что делать? Может быть, стоит от кого-либо дистанцироваться, с кем-то прояснить дела, в чем либо проявить инициативу, устроить чаепитие в собственный день рождения.
Границы
Когда нам на работе уютно и комфортно, мы, обычно, даже не задумываемся о этом - мы же не ставим градусник, когда ощущаем себя отлично? Нам кажется, что это в порядке вещей. Разве что время от времени, когда заходим в примыкающий отдел и замечаем, что в воздухе витает противный холодок - колкости в адресок коллег, завистливые взоры, нет-нет да мелькнет мысль: «Как неуютно».
Время от времени нашу свободу пробуют ограничить работодатели. В неких компаниях корпоративная культура подразумевает неотклонимые коллективные походы в театр, кино, рестораны. Но ежели мы каждые выходные должны быть на тренингах по тимбилдингу, а по средам на командном боулинге - это уже посягательство на личное время.
Отлично, когда предпосылки ясны и понятны. Но когда мы говорим «душа не лежит» - это уже то, что касается нашей чувственной жизни. Попробуем перевести наши чувства в нечто наиболее осязаемое и конкретное, что можно ежели не посчитать, то обрисовать, а означает, поменять. Разглядим три главных фактора, влияющих на удовлетворенность работой: «тепло», «границы», «пространство».
Границы отношений тоже лучше сконструировать верно, по другому это приводит к недомолвкам, конфликтам. Кое-где принято обращаться друг к другу по имени и на «ты», входить в кабинет начальника без стука, брать с чужого стола документы, дискуссировать домашние дела, а кое-где это считается недопустимым. Нам может казаться, что чем меньше ограничений, тем лучше, но на практике чем больше в нашей работе «демаркационных линий», тем больше четкости, ясности, стабильности.
Место
Конструктивный подход
Три в одном
Тепло
У каждого из нас собственное осознание свободы и личное место, потому нам принципиально понимание собственного рабочего места: вот мой стол, мои бумаги, комп, телефон, вот тут я держу свои вещи - казалось бы, пустяки. Но это наша личная (хотя и рабочая) территория, где нам обязано быть комфортно и комфортно. Попытайтесь отобрать у нас неизменное место («где сейчас свободно, туда и садись»), и чувство удобства мгновенно улетучится, не захочется завтра выходить на работу.
На 1-ый взор может показаться, что это все «лирика». Но по сути кабинет - собственного рода «эмоциональный бульон», в каком все мы варимся. И то, как мы себя там ощущаем, влияет и на нашу работоспособность, и на физическое состояние, и на настроение, с которым мы возвращаемся домой.
Но наиболее конструктивный, как мне кажется, вариант - испытать на собственной сегодняшней работе поменять то, что можно поменять. Ведь нет гарантий, что на новеньком месте все не повторится: изменяются вывески, начальники, коллеги, а чувства те же - и выходит собственного рода «день сурка». А все поэтому, что свои трудности мы носим с собой - из компании в компанию. Но ежели мы в конце концов разберемся с собой, может быть пропадет и охота к перемене мест?
Должны быть определенными и границы рабочего дня. Естественно, мы можем посиживать в кабинете хоть до ночи: что-то не успели и охото доделать. Но постоянно принципиально знать, что наш рабочий день имеет рамки и опосля определенного часа мы свободны.
Этот параметр сложнее всего измерить. Но ощущаем мы его безошибочно. Представим, что на улице холод и дождик, мы продрогли. Но вот входим в кабинет, лицезреем знакомую картину на стенке, улыбающихся либо сосредоточенных коллег - и у нас уже тепло на душе. Либо иная ситуация: мы подходим к кабинету - и нам становится как-то не по для себя, зябко. Мы практически заставляем себя открыть дверь и войти вовнутрь. В каждой компании своя атмосфера.
Кому-то это лишь на руку: в ситуации неопределенности они ощущают себя свободно и уютно - как рыба в воде. Но большая часть из нас не могут работать в таковых критериях. Чтоб испытывать ублажение от работы, чтоб оценить, удалось нам что-то либо не нет, нам нужно осознавать аспекты оценки. А означает, необходимы точные границы: ответственности, времени, места.
Три фактора, в каких проявляется наша удовлетворенность работой, - тепло, границы, место - важны для каждого. Но какой из их более значим для нас, на что стоит направить особенное внимание?
Чтоб ощущать себя безопасно и уверенно, нам нужно осознавать, что мы делаем и за что отвечаем. Казалось бы, есть документы, в каких черным по белоснежному прописаны многофункциональные обязанности каждого (правда, в их изредка кто заглядывает). Естественно, есть управляющий, к которому постоянно можно обратиться с вопросцем, что непосредственно я должен делать. Но в ответ мы нередко слышим: «Да хорошо, начнешь работать - там разберешься…»
На вопросец о том, что их не устраивает, отвечают приблизительно так: «Да все! Я себя чувствую тут не в собственной тарелке…» Что принуждает в очередной раз срываться с места и отчаливать на поиски «работы мечты»?
И в конце концов, третье «лукошко». Попробуем осознать, какое место нам нужно: кому-то уютно держать коллег на расстоянии вытянутой руки, а кто-то предпочитает «ходить в обнимку». Границы и место - вещи взаимосвязанные. Потому нужно верно очертить границы собственного личного места: ежели будет нужно - отвоевать местность, действуя мягко, но настойчиво, «железной рукою в бархатной перчатке», а далее - не сдавать позиций.
Мы приходим в кабинет не только лишь для того, чтоб зарабатывать средства, - мы желаем воплотить себя. А это нереально, ежели у нас нет собственной «территории», собственного «пространства» - личного и проф, в пределах которого мы можем действовать и ощущать себя свободно. И у этого места есть границы.
Может быть, это звучит феноминально, но конкретно осознание границ дает нам свободу. К примеру, как мы планируем свою работу? Устанавливаем определенные сроки, размер, но в пределах этих границ мы сами распоряжаемся своим временем - можем что-то двинуть, поменять ценности и расширять сферу собственных компетенций.
Существует таковой психический фокус: мы встаем в центре комнаты, и к нам с 4 сторон попеременно приближаются люди, а мы выставляем вперед руку и говорим «стоп». Тем мы очерчиваем свое личное место - ту дистанцию, на которой мы уютно ощущаем себя с иными, а она у всех различная. Деловые дела по определению не могут быть чрезвычайно близкими: не случаем существует даже такое правило «вытянутой руки» - как некоторый образ хорошей дистанции в деловых отношениях.
2-ое «лукошко» оставим для «границ». К примеру, мне повсевременно приходится работать допоздна, но мне за это практически ничего не платят. Как быть? Для начала найти границы собственной ответственности и осознать: меня требуют остаться, так как ценят, либо просто не думают о том, что нарушают границы моего личного времени? А далее - не отвечать «да» на всякую просьбу, определиться с ценностями, когда наваливают массу дел, обучаться договариваться. Шеф не усвоит абстрактного «ой, я не могу, я устал» и т.д.. Он ведь тоже утомился и, когда свалил на нас эту работу, сумел вздохнуть с облегчением в надежде, что все будет изготовлено. Означает, ему необходимо разъяснить, почему мы не готовы работать до ночи, уточнить с ним сроки, снова обговорить свои обязанности и методы компенсации. Основное, сделать это нужно внятно и миролюбиво.
Что означает для нас «тепло»? У каждого, непременно, есть основное, что он вносит в это. Но в любом случае эти неуловимые моменты снутри нас «подогреваются» извне. Можно перечислить множество чувств и эмоций, для которых это слово будет общим знаменателем: положительный настрой, размеренная уверенность, желание улыбнуться, поглядеть в глаза, помолчать либо побеседовать. Чем бы мы ни занимались, нам принципиально чувствовать, что мы доверяем собственной «среде обитания», что в ней разлито это «тепло», - тогда и мы с наслаждением идем на работу.
Я много раз задавала соискателям обычной вопросец: «А что вы делаете на работе?» Обычно, ответ бывал таковым: «Вы понимаете, настолько не мало всего…» В резюме этот список дел время от времени занимает не одну страничку. А когда просишь в 3-х предложениях сконструировать, что практически человек делает и какой определенный итог он получает, это преобразуется для почти всех в реальную пытку.
Предлагаю действовать «по методике швейцарского сыра»: ежели мы стоим перед сплошной и, казалось бы, непробиваемой стенкой заморочек, попробуем прокрутить в ней несколько дырочек, как в швейцарском сыре, другими словами сделать что-то конкретное, и стенка уже не будет казаться таковой неприступной.
Мне нередко приходится беседовать с людьми, которые, поработав на новеньком месте год-полтора, начинают находить другую работу.
Счетная палата возмущена убытками от помощи госкомпаниям
// День городка в Челябинске: афиша предпраздничных выходных
|