'Пусть к для тебя твой 'Спартак' прогуливается...'
«…ОСТАЛЬНОЕ, КАК У ДРУГИХ».
Если б ЛЕВ НЕ ПЕРЕХВАТИЛ…
На последующий день у меня на работе один болельщик как бы как пошутил: «Яшина, какой толщины конверт для вас вчера под дверь подсунули?». По простоте собственной душевной я возьми и расскажи про эту глуповатую шуточку Леве. Как он взорвался! Это было надо созидать. Отлично еще, что фамилию этого болельщика я сохранила в секрете, а то бы, чего же хорошего, дело до кровной мести дошло. Футбол в его представлении постоянно был окружен ореолом честной и бескомпромиссной борьбы. Яшин и договорной матч были полностью несопоставимыми понятиями.
Но самой броской для почти всех из нас оказалась крайняя минутка четвертьфинальной игры со сборной Индонезии. С содроганием о ней вспоминал позже еще долгие и длительные годы. А вышло вот что: игра проходила с подавляющим преимуществом нашей команды, о чем можно судить и по 58 ударам по воротам конкурента, и по 27 угловым. Счет, тем более, был 0:0. А на крайней минутке случилось непредвиденное: наша команда, кроме Льва Яшина, находилась на чужой половине поля, где безпрерывно штурмовала ворота индонезийцев. Конкурентам удалось отбить мяч в центр поля, где его схватил всеми позабытый их нападающий, который устремился к нашим воротам. На помощь ему подоспел партнер… В тот момент мы были в шаге от катастрофы, но, к нашей великой радости, индонезийцы решили разыграть нехитрую комбинацию, и Лева в каком-то тяжело объяснимом броске ногой смог прервать передачу. Не тяжело представить, что бы вышло, какая участь поняла бы нашу команду дома, если б Яшину не удалось перехватить этот мяч!..
Ведает Владимир Маслаченко, вратарь сборной СССР, владелец Кубка Европы-1960: - Для меня Лев Яшин не был эмблемой русского спорта. Я с ним играл, тренился и для меня он был просто вратарь, которого я обыграл. Если б не моя тяжелейшая травма, приобретенная в товарищеском матче в Коста-Рике накануне чемпионата мира 1962 года, Лев бы там не выступал. У нас тогда было несколько вратарей, защищавших ворота как минимум не ужаснее Яшина. Это Алексей Хомич (хоть и заканчивавший), Вальтер Саная, Евгений Лемешко, Олег Макаров, Борис Разинский, Владас Тучкус, Владимир Маргания….
«Почему вы дотрагиваетесь до мяча перед матчем», - спросили в один прекрасный момент у Яшина. «Это, поверьте, не суеверие, - ответил он. - Мне необходимо дотронуться до мяча, так же, как столяру погладить доску, до того как он начнет ее обрабатывать. Это привычка рабочего человека».
«ПРИВЫЧКА РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА
НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ И ВЗЯТЬ ПЕНАЛЬТИ.
Сейчас исполнилось бы 86 лет Льву Яшину, официально признанному вратарю номер один XX века. Несколько штрихов к его портрету от корреспондента Sovsport.ru.
На последующий день в доборной игре мы обыграли индонезийцев со счетом 4:0 и вышли в полуфинал.
КАКОЙ ТОЛЩИНЫ КОНВЕРТ?
Ведает Валентина Яшина, вдова Льва Ивановича: - В чемпионате 1956 года динамовцы крайний матч игрались с «Локомотивом», которому угрожал вылет из высшей лиги. Накануне Лев схватил ангину, дублера почему-либо не оказалось, и он был обязан встать в ворота с высочайшей температурой. Игра закончилась сокрушительным поражением «Динамо» со счетом 1:7, при этом с 2-мя автоголами - и почти все решили, как будто игроки сдали матч.
- Помню, как-то раз находился при беседе Яшина с уругвайскими журналистами. Был поставлен вопросец: «Что нужно делать, чтоб взять пенальти?» - «А ничего не нужно делать, взять пенальти нельзя. Лишь ежели нападающий ошибется…» Журналисты были шокированы таковым ответом лучшего вратаря мира, отбившего много одиннадцатиметровых на собственном веку. Я попросил его, входя в положение коллег, хоть что-нибудь оптимистическое добавить к ответу. «Что же я про свое дело еще выдумывать должен?» - вот и было его добавление.
Ведает Лев Филатов, спортивный журналист, обозреватель «Советского спорта»:
В общем, с Яшиным в воротах отправь успехи. Парадокс Льва Ивановича - это типичное явление не только лишь в нашем футболе, да и в мировом.
Ведает Борис Разинский, олимпийский чемпион-1956: - На Олимпийских играх в Мельбурне у нас были чрезвычайно трудные матчи с Объединенной германской командой, Болгарией, Югославией, которых мы обыграли с перевесом всего в один мяч.
Единственное, что страшно оказалось на виду и стало, фактически, фирменным знаком Левы, - это выход за границы штрафной. Он мог снять кепку, сыграть головой и возвратиться в ворота: публика была в восторге. Но это все. Остальное, как у остальных.
Почему из него сделали икону? Я сам над сиим разламывал голову и пришел к выводу, что был некоторый комплекс у тренеров и у определенной группы управляющих нашего футбольного хозяйства, их святая вера в апробированную форму и, напротив, нелюбовь к переменам. Так совпало, что Яшин пришел в наш футбол накануне поворотных событий, при формировании сборной опосля неудачи 1952 года. Он стоял в воротах в августе 1955 года в матче с тогдашним фаворитом мира - командой ФРГ, выигранном 3:2 и положившем начало интернациональной известности русского футбола. Яшин был главным вратарем на Олимпийских играх в Мельбурне, где были завоеваны золотые медали….
Умная наклейка-шприц вылечивает впору
// Сборная Владимира П. Швейцария - на Euro-2016
|